«Нести знания так, чтобы было кому их оставить — смысл человеческой жизни. Эстафета поколений, преемственность, передача традиций... согласитесь, Маугли не сможет стать членом социума, если его не воспитывать, даже при наличии гениальных задатков всё равно нужны учителя».
Такого мнения придерживается директор Астраханского социально-педагогического колледжа Артур Хаченьян — член областной Общественной палаты, кандидат исторических наук, почётный работник высшего профессионального образования.
— Артур Львович, в сфере образования Вы без малого 30 лет, и за всё это время Вы выпустили не одно поколение учителей. Какие они — сегодняшние педагоги?
— Я бы не сказал, что они кардинально отличаются от своих предшественников. Естественно, они идут в ногу со временем, со всеми его плюсами и минусами. Учитель более свободен в выборе материала, в информации, которой может воспользоваться. К сожалению, сегодня её настолько много, что она сложно усваивается как самими педагогами, так и воспитанниками.
Также было упомянуто о двукратном повторении как методе запоминания и о том, что в связи с увеличенным объёмом информации и необходимостью фильтровать её могут возникать многие болезни.
— Можно ли говорить о том, что прошлые поколения имели большую мотивацию к обучению?
— Не сказал бы, что раньше жили исключительно трудоголики, а сейчас сплошь лентяи. Однако вспомните колхозы, где учились и работать, и чувствовать локоть друг друга. Сейчас с этим сложнее. Чтобы приобщить учащегося к трудовой деятельности, нужно получить согласие законных представителей, а любое лишнее движение – это жалобы и стенания. Но что касается возможностей, то сегодня их гораздо больше. Иное дело, как ими воспользоваться.
Артур Хаченьян поведал, что он в детстве вместе с друзьями мечтал о книге, которая давала бы ответы на все вопросы. Сегодня интернет — та самая сбывшаяся мечта, но несущая в себе также и массу опасностей. Главное, по его словам, – это направить человека, научить его пользоваться благами Всемирной сети.
— На Ваш взгляд, педагогика – это призвание или ей можно обучить с нуля?
— Призвание является высшей степенью профессионализма, поскольку, в конце концов, существует ещё и такое понятие, как ремесло. Человек, им овладевший, уже в состоянии выполнять работу. Если вести речь об умении преподавать, то тут необходимы определенные методики. Иное дело, что даже они не гарантируют призвание.
В ходе разговора был упомянут «уровень некомпетентности», подразумевающий, что не каждый хороший учитель сможет быть хорошим директором или что не всякий выдающийся спортсмен станет выдающимся тренером.
«Призвание — это высшая степень соединения полученных навыков, гуманизма и желания светить», — считает Артур Львович.
— Должен ли педагог заинтересовывать своих учеников?
— Конечно! Если он любит свой предмет, то просто обязан вызывать к нему интерес. К примеру, мы многократно сталкивались с ситуациями, когда учитель заявлял, что его урок самый главный. Ничего скверного в этом нет, здесь речь о самоуважении и желании преподать предмет как важную часть образования в принципе.
— Как показывает практика, не всякий отличник хорошо устраивается в жизни, а вот троечник почему-то вертеться умеет. Но образование и общество диктуют, что необходимо стремиться к самым высоким результатам. На Ваш взгляд — кто из них добьется большего успеха?
— Чисто внешне отличником быть лучше. Но стать им, по моему убеждению, становится всё сложнее и сложнее — и не только потому, что усложняется образовательная программа. Начиная с XVII века объем знаний увеличивается вдвое каждые 10-15 лет. А кто такой «троечник»? Он может быть не очень хорош по ряду предметов и лучшим по физкультуре. Прекрасный спортсмен станет олимпийским чемпионом и ему для этого не помешают необязательные для него школьные дисциплины.
«Дилетантизм не в уничижительном понимании, а в своём классическом предназначении, это, по сути, знание всего кое о чём и знание кое-чего обо всём», — сформулировал ответ на вопрос Артур Хаченьян.
— Вспоминается цитата из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром», в которой говорится, что ошибки врачей непростительны, но и ошибки учителей в конечном счёте становятся не менее заметными. На Ваш взгляд, это действительно так?
— Абсолютно. Врачебная ошибка имеет, как правило, мгновенный эффект. Что касается педагогического труда, то это бомба замедленного действия. Они бывают и быстродействующие, но во многом мы, повзрослев, получив жизненный опыт, сформировав кругозор и мировоззрение, понимаем — один учитель дал нам то, за что мы ему будем благодарны, а другой, к сожалению, не рассказал о чём-либо, не направил в верное русло там, где мог бы сделать это. Со временем всё выходит на поверхность.
Также было рассказано, почему люди без соответствующего опыта вряд ли согласятся быть хирургами, но с большей охотой пойдут работать по гуманитарной направленности. Артур Львович считает, что ошибки в профессии учителя или управленца не так ярко бросаются в глаза.
— Каким должен быть современный педагог? Какими качествами обладать?
— Профессионализм, безусловно. Коммуникативные навыки и детолюбие, ну или любовь к студентам.
По ходу диалога был упомянут учёный и филолог Дмитрий Лихачёв, который утверждал, что мудрость — это ум плюс доброта, то есть более высокий уровень развития. Артур Хаченьян считает, что это должно быть свойственно человеку на этапе становления в профессии, учитель должен быть мудрым.
— Сегодня многих волнует текучка умов, люди знающие уезжают в большие города. В связи с этим бытует мнение, что в регионе нельзя получить качественное образование. На Ваш взгляд, это так?
— И раньше уезжали, но тогда сама страна была оседлой, процесс глобализации отсутствовал. Ныне же есть масса причин, которые толкают на отбытие из региона, начиная с глобализации, когда мир стал взаимно интегрированным и отсутствует распределение. Существует, напротив, право на передвижение и на труд где угодно. Если раньше бытовал лозунг «где родился, там и сгодился», то сейчас его рассматривают в обратном порядке: «дом там, где работа». Я, например, никогда и не думал покидать Астрахань.
— Выдающиеся умы должны делиться знаниями с молодыми. У нас есть очень много людей, которые с удовольствием возьмут эти знания и отнесут их в массы.
— Я выступаю за то, чтобы мы знали из истории Астрахани не только, при всём уважении, о знаменитых артистах и спортсменах, но и о выдающихся деятелях образования и науки. Мы в 2020 году, который был объявлен в регионе Годом образования, готовили ряд материалов как раз во славу наших земляков. Это и Тредиаковский — первый отечественный академик, реформатор русского литературного языка, и Хлебников — гений словотворчества, которого называли поэтом для поэтов, и такие примеры, как Геннадий Алексенко — министр промышленности и средств связи Советского Союза, который усовершенствовал боеприпасы для знаменитой системы залпового огня, известной нам как «Катюша», и Юрий Семёнович Татаринов — ректор медицинского института, один из новаторов в онкоиммунодиагностике, и Феликс Белоярцев, который разработал искусственную кровь. Это такие традиции, которые нужно умножать. В этой связи есть не только надежды, но и уверенность в завтрашнем дне.